Камни на купальниках для художественной гимнастики


Как посчитать количество страз на купальник для художественной гимнастки

У начинающих мастеров часто возникает вопрос: как рассчитать количество камней, которые будут использованы на купальнике. Мы обратились за экспертным советом к Светлане Герасимовой, основателю мастерской и школы обучения пошиву Lana.

Я считаю, что это вопрос исключительно визуальный. Все приходит с опытом. Нужно иметь некоторую насмотренность: ты видишь разные купальники, знаешь сколько на них камней и со временем начинаешь прогнозировать, какое количество кристаллов понадобится на купальник.

Как делается расчет

В нашей мастерской мы считаем количество кристаллов для купальника после расклейки. Мы рассчитали средние стоимости купальников, которые получаются в зависимости от роста гимнастки и богатства декорирования изделия. При общении с заказчиком мы озвучиваем ему среднюю стоимость и выясняем его бюджет. После этого клеим купальник богаче или бюджетнее. Слово «бюджетно», конечно, не совсем подходит для нашей мастерской, так как наши купальники достаточно дорогие (от 70 до 160 тысяч рублей). К нам изначально приходят заказчики, желающие получить купальник, который будет выделяться на ковре. Ограничения по бюджету у нас бывают редко. Обычно клиенты просят нас клеить то количество кристаллов, которое мы считаем необходимым.


Примеры готовых купальников с количеством используемых камней

Такая ситуация была не всегда. В начале своей деятельности я часто сталкивалась с ограничениями бюджета. Несмотря на это, с каждым годом купальники становились все богаче. Я отчётливо помню легкое шоковое состояние, когда при подсчете кристаллов на купальнике для Анастасии Джуркиной по мотивам картины Кэрол Бак, получилось, что на нем было использовано 200 пришивных кристаллов Swarovski. Для нашей мастерской это был рекорд. На тот момент такое количество пришивных кристаллов казалось нереальным.  Сейчас 200 пришивных кристаллов имеет среднестатистический купальник в нашей мастерской.

Количество кристаллов на купальнике

Анастасия Джуркина в купальнике работы мастерской Lana. 2013 год.

200 пришивных камней, 7750 клеевых камней.

На моей памяти, использование большого количества камней на купальниках началось с одного из мастеров, которая использовала более бюджетные линейки камней, но закладывала ими практически всю площадь купальника. Когда клиенты заказывали у нас купальник, они ожидали увидеть расклейку, сопоставимую по количеству с расклейкой того мастера. Это сподвигло нас увеличить количество камней. Отличие было лишь в том, что я всегда использовала самые качественные материалы. Поэтому стоимость работ была соответствующая. До тех пор пока не появились кристаллы Stellux, я использовала только кристаллы Swarovski. Линейка Stellux позволила немного снизить себестоимость купальников, не потеряв в качестве.

Если говорить о купальниках нашей мастерской, на которых камней было экстремально много, то можно отметить купальники для Яники Вартлаан. На купальники для Яники мы всегда ставили максимальное количество кристаллов. Они всегда получали множество комплиментов. Например, не смотря на то, что на купальнике Perfect lace сетка не была расклеена, купальник производил впечатление очень богатого. 

346 пришивных и 7720 клеевых кристаллов

Яника Вартлаан в купальнике «Perfect lace»  работы мастерской Lana. 2015 год.

346 пришивных камня, 7720 клеевых камней.

Я крайне благодарна Вере Николаевне Шаталиной, благодаря которой мы начали работать для Дины и Арины Авериных. Купальники для Дины и Арины всегда декорируются без ограничения бюджета. При создании купальников для них мы всегда руководствуемся интересами дизайна.

Арина Аверина в купальнике «Матрешка»
Арина Аверина в купальнике «Матрешка»
Арина Аверина в купальнике «Матрешка»
Арина Аверина в купальнике «Матрешка»

Арина Аверина в купальнике «Матрешка» работы мастерской Lana. 2018 год.
325 пришивных камня, 10 696 клеевых камней.


Замечу, что пришивные кристаллы с покрытием АВ (аббревиатура с французского языка "Aurore Boréale", что в переводе означает "Северное сияние") мы всегда используем строго Swarovski или Stellux. Это связано с высочайшим качеством покрытия, показывающим высокую износостойкость в процессе эксплуатации изделия.


Как уменьшить количество кристаллов

Есть хитрости, которые позволяют уменьшить количество кристаллов и снизить стоимость купальника, без потери визуальной эстетики купальника:
  1. Использование винила. С этим материалом сложно работать, но мягким винилом можно закрыть большие площади на купальнике, не нанеся ущерб блеску купальника.
  2. Использование глиттера, который также усиливает блеск купальника.
  3. Использование зеркал. Мы не очень любим зеркала, так как они недолговечны (царапаются, ломаются) и могут быть травмоопасны для гимнасток.
  4. Любая фактурность «съедает» внимание зрителя и уменьшает необходимость большого количества кристаллов. Поэтому, если стоит задача снизить бюджет, то можно использовать большое количество объемных элементов. Например, вышитое кружево.
  5. Использование пайеток. Как мелкие, так и крупные пайетки перетягивают на себя внимание, позволяя снизить количество кристаллов.

От чего зависит количество кристаллов на купальнике

Количество кристаллов, используемых на купальнике, зависит от типа дизайна купальника. Бывает, что на купальнике есть узорные элементы, которые требуют регулярной (правильной) раскладки – камни раскладываются в полосы с определенной математической закономерностью. Такая раскладка потребляет больше кристаллов. Камни лежат более концентрированно, но при этом визуально не создаётся ощущения, что купальник очень богато расклеен.  Хаотическая раскладка предполагает раскладку кристаллов россыпью. Создается контраст между плотно декорированными акцентными зонами и разрядкой и паузами в периферийных зонах купальника. Такая раскладка заслуженно пользуется популярностью, так как позволяет использовать не так много камней, но при этом купальник выглядит богато декорированным.

Купальник Арины Авериной «Фигаро»

Купальник Арины Авериной «Фигаро» работы мастерской Lana. 2018 год.

Регулярная раскладка. 73 пришивных камня, 9222 клеевых камня.

Ангелина Дмитриева в купальнике «Night Bright"

Ангелина Дмитриева в купальнике «Night Bright" работы мастерской Lana..2014 год.

Хаотическая раскладка. 42 пришивных камня, 4750 клеевых камней.


Ошибочно мнение, «чем больше кристаллов — тем больше блеска», так как не все камни дают ощущение сияния. Цветные камни, например, дают глубину цвета, но не дают блеска. С большого расстояния они малозаметны и работают только тогда, когда лежат на контрастной основе. Блеск даёт покрытие Aurora Boreale и Shimmer. В 2015 году мы одновременно шили 2 купальника. На золотом купальнике было использовано огромное количество камней: жемчуг, мелкие камни, цветные камни, расположенные регулярной расклейкой, подчеркивающей эстетику тонкого растительного узора. Купальник получился довольно дорогим, каменным, но из-за использования сравнительно небольшого количества кристалла АВ, он не очень ярко сиял на ковре. На голубом купальнике использовали крупные пришивные кристаллы АВ. Благодаря этому он ярко сиял на ковре, хотя при его декорировании было использовано меньше кристаллов.


Купальники работы мастерской Lana

Купальники работы мастерской Lana. 2013 год.

Как подобрать элементы для расклейки купальника

Компания Swarovski выпускает также цветные камни с покрытием АВ. Раньше они спасали в плане блеска и сохранения цвета, но имели желтоватый отлив, который нам не всегда подходил. Сохранение цвета происходило достаточно условно. К большой радости мастеров, компания Swarovski выпустила кристаллы с эффектом Shimmer, которые позволили сохранить цвет и давали блеск. Блеск получался в цвет камня. 
Раньше у нас всегда стоял вопрос, чем расклеивать яркие неоновые ткани. В ответ на запрос мастеров, компания Swarovski выпустила кристаллы с эффектом Electric. Они дают цвет, обладают флуоресцентным эффектом, но с расстояния они также не очень заметны. Именно поэтому при расклейке купальника важно отдавать предпочтение кристаллу АВ, особенно если у вас ограниченный бюджет. Кристалл АВ дает блеск и он хорошо виден с ковра.

Совет мастерам

В любом случае, каждый мастер определяет для себя сам, какие именно кристаллы ставить и в каком количестве. Я лишь рекомендую использовать все имеющиеся способы увеличить визуальную привлекательность изделия и стараться работать с наиболее качественными материалами.